Подать обращение

Наградная деятельность

О концепции наградной политики и совершенствовании наградной системы Новгородской области 
 
Наградная система - важная часть государственной и общественной жизни страны и региона в частности. Награда и та заслуга, за которую она дается, выражают мировоззрение общества, его идеалы, ценностные и целевые ориентации. Наградная политика - составная часть политики государства, направленной на социально-экономическое развитие страны, регионов, на повышение уровня жизни населения. Как известно, показатели результативности, к которым должны стремиться и руководители и специалисты каждый в своей отрасли, определены майскими указами Президента Российской Федерации, которые определяют цели и приоритеты государственной политики. 
 
Областные (региональные) награды - это неотъемлемая часть государственной наградной системы, принципы которой в полной мере распространяются и на областную наградную систему. Вместе с тем, существующий в области подход к награждению не в полной мере соответствует современным требованиям объективного поощрения граждан и нуждается в совершенствовании. Процесс награждения в области носит отчасти хаотичный характер, не имея достаточных критериев и механизмов объективной оценки заслуг награждаемых. Такие принципы государственной наградной политики как вознаграждение за конкретные личные заслуги, последовательность награждения, соотношение количества награждаемых руководителей/специалистов и другие, не всегда учитываются ходатайствующими сторонами. 
 
Вместе с тем, говорить об эффективности того или иного процесса можно только при наличии системного подхода к его реализации. Системный подход, выявляя закономерности и взаимосвязи для их более эффективного использования, позволяет установить ряд принципов, следуя которым наградной процесс примет управляемый характер. Вектор управляемому процессу, стратегию действий определяет концепция той или иной деятельности. 
 
В предлагаемой концепции раскрываются принципы наградной политики в области, и пути ее реализации. Предлагается по-другому взглянуть на награды области - не только как на атрибут государственной власти, но и как на механизм стимулирования деятельности, направленной на решение экономических и социальных задач. 
 
Представление к награде должно основываться на данных, подтверждающих успешное выполнение показателей, определенных майскими указами Президента Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности, положительной динамики развития основных финансово-экономических показателей предприятия, организации, представляющих гражданина к награждению, а также на оценке значимости личного вклада каждого гражданина в реализацию государственной социально-экономической политики. 
 
Предлагаемая концепция наградной политики позволит определить основные критерии для награждения и упорядочить процесс представления к награждению, как к областным, так и к государственным наградам, позволит ввести механизмы ограничений и награждать за конкретные заслуги, а не «в связи с юбилеем и праздником», считая их поводом, а не основанием для награждения. 
 
Для построения эффективной системы награждения предлагаем в основу наградного процесса поставить следующие принципы. 
 
1. Вознаграждение за конкретные заслуги 
Вознаграждение за заслуги - главное назначение награды. Анализ документов лиц, представляемых к награждению областными и государственными наградами, показывает, что из числа представленных наградных документов только 25-30% соответствуют требованиям в части отражения конкретных заслуг награждаемых. 
 
Следует отметить, что критериями оценки будут являться: 
  
1) личный вклад каждого работника и руководителя в развитие своего предприятия, организации, учреждения, а, следовательно, «своей» отрасли (сферы деятельности); 
 
2) личный вклад каждого руководителя, органа исполнительной власти, органа местного самоуправления области в реализацию государственной политики, в том числе успешное выполнение показателей, установленных майскими указами Президента Российской Федерации, указами Губернатора Новгородской области для соответствующих сфер деятельности; 
 
3) значение личного вклада и достигнутых результатов каждого представляемого к награждению для социально-экономического развития региона. 
 
2. Последовательность награждения. 
Анализ наградных документов показывает, что только около 50 % представляемых к награждению имеют награды начального уровня (награды предприятий, организаций, муниципальные награды). Необходимо активнее поощрять работников на уровне предприятий и организаций, где они работают, стимулируя на достижение более высоких результатов в деятельности.  
 
3. Соответствие вида награды характеру и степени заслуг гражданина перед областью, перед государством. 
Степень заслуг должна соответствовать виду награды. Представление к разным наградам за одни и те же заслуги не допускается. 
 
4. Очередность награждения (соблюдение сроков). 
В настоящее время выявлены случаи представления к Почетной грамоте Новгородской области через 1 год после награждения Благодарственным письмом Губернатора Новгородской области за одни и те же заслуги. Очередное награждение производится не ранее чем через 3-5 лет после предыдущего награждения и исключительно за новые заслуги. К повторному награждению одной и той же наградой рекомендуется представлять не ранее чем через 5 лет. 
 
5. Равенство в соотношении числа награждаемых от каждой сферы деятельности. 
В настоящее время наблюдается перекос в награждении лиц, осуществляющих деятельность в экономической, социальной, культурной и иных сферах. Продуманная политика награждения ведется в сельском хозяйстве, образовании, здравоохранении, культуре. В других отраслях награждение носит чаще всего хаотичный характер. 
 
Для устранения перекосов в различных сферах деятельности при награждении государственными наградами в государственной наградной политике применяется ориентир - 1:1000 от числа работающих в отрасли. Для устранения перекосов в награждении областными наградами, для повышения мотивации работающих в каждой отрасли, предлагаем установить ориентир - 1% от числа работающих соответственно в каждой сфере деятельности. При этом общее число наград останется на уровне среднего годового - 2000 наград в год (по итогам 2011-2013 гг.). 
 
6. Принцип соотношения количества руководителей и специалистов, представляемых к награждению (1:5). 
При представлении к наградам любого уровня от общего числа награждаемых должно быть на 1 руководителя 5 специалистов, т.е. 1:5. (Руководители – руководитель предприятия (организации), заместители руководителя предприятия (организации), главный инженер, главный бухгалтер). Этот же принцип применяется при подборе лиц, представляемых к награждению, работающих в одной сфере или отрасли. В настоящее время это соотношение при представлении граждан к наградам области составляет 1:3. Необходимо активизировать работу по представлению к награждению граждан рабочих специальностей и специалистов, от которых зависит успех всего предприятия в целом.  
 
Реализация принципов наградной политики области позволит: 
- систематизировать наградную деятельность и упорядочить наградной процесс в области; 
- награждать с учетом личных заслуг и достижений граждан в определенной сфере деятельности с целью стимулирования труда и высоких достижений на благо социально-экономического развития области; 
- использовать наградную систему как социальный механизм стимулирования деятельности для решения экономических и социальных задач. 
 
Более подробную информацию о наградной деятельности можете получить на сайте Правительства Новгородской области по ссылке: https://www.novreg.ru/vlast/ADM/Rewarding_activity/index.php
Сайты Новгородской области